Пятница, 17.05.2024, 00:48Приветствую Вас Гость | RSS
Молодёжная империя ИнСайт- Интеллект Сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Молодёжное творчество » Творчество разных жанров » Доклад на тему: "Разные жанры народного творчества"
Доклад на тему: "Разные жанры народного творчества"
Виктория2011Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:11 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Способы развития ребенка

С одной стороны, детский фольклор связан с магической силой воздействия слова, с другой — это способ развития ребёнка (так, «Ладушки», например, связаны с координацией движения, скороговорки — с развитием речи), и, кроме того, это музыкально-поэтическая среда, в которой формировалось внимание к слову, умение владеть им.

В самих названиях жанров детского фольклора (колыбельная, пестушка, потешка, закличка, приговорка, прибаутка, дразнилка, считалка, скороговорка) выражается их цель.

Потешка — от глаг. потешать. По словарю Даля: “тешить, угождать, веселить, забавлять. Потешенье, потеха, потешка — действие по глаг., забава, игрушка, утеха… Увеселенье, зрелище… Потешка — всякая детская игрушка. Потешливый — забавный, занимательный, смешной, увеселяющий. Потешник, потешитель — тот, кто потешает; актёр, скоморох. Потешничать — помышлять потехой”.

Пестушка — от глаг. пестовать. В.И. Даль: “Пестовать — нянчить, носить, воспитывать, растить, холить, ходить за ним. Пестоваться с кем-нибудь — нянчиться, хлопотать, возиться. Упестовала — угомонила. Пестунство — нянченье. Пестун, пестунья — нянька, дядька, кто ходит за малыми ребятами. Пестунчик — кого пестуют, нежат; матушкин сынок.)

Колыбельная — от колыбель. “Колыбать” — “качать, укачивать” (Фасмер. Этимологический словарь).

Прибаутка — от баять — не только “говорить, уговаривать”, но и “заговаривать” — то есть произносить заклинание-оберег.

В.И. Даль: “Баить — говорить, болтать, беседовать, рассказывать. В местном значении — шептать, знахарить, заговаривать. Байкать, баюкать — припевая, укачивать, усыплять. Байка — произношение, выговор; присказка, сказочка. Баюн — говорун, рассказчик”.

Интересно отметить, что в «Этимологическом словаре» Фасмера баять, баить связывается с русско-церковнославянским баяти — рассказывать, заговаривать, лечить; с болгарским бая — колдую, сербохорватским баяти — “колдовать”. Среди однокоренных названо слово “басня” и предположительно “баюкать”.

 
Виктория2011Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:11 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Заклички и приговорки

Закличка - стихотворное обращение детей к различным явлениям природы.

Приговорка - это обращение к животным.

Заклички восходят к древнейшим обрядам.

Заклички - обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.).

Слова, однокоренные данным, нередко входят в пословицы и поговорки (интересно, понимают ли ребята их смысл).

• Людям на потеху, всему свету на диво. Делу время, потехе час. Ни в молодости на потеху, ни в старости на помогу, ни по смерти на помин души.

• Словно пестун привязался, так следом и ходит. Пестуется с нею, как чёрт с куклою.

• Всяк правду знает, да не всяк правду бает. Много баять не подобает. Деды наши баяли, а мы только поддакивать умеем.

Языческие представления о природе отражаются в закличке, приговорке и колыбельной, если вспомнить, что Сон и Дрёма представлялись мифологическими существами.

Каждая из природных стихий (а в закличках обращаются за помощью именно к ним) обладает чудесной силой, и посредством заклички ребёнок входит в контакт с ней. Важно, что “проводником” в этом случае вновь является слово: с самого детства ребёнок верил в его весомость и значимость. Чудесные свойства явлений природы выражаются как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они приносят.

1. Дождик, дождик, пуще!

Чтоб росла пшеничка гуще,

Чтоб овёс рос и ячмень —

Поливай весь долгий день!

2. Солнышко, солнышко,

Красное семёнышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут —

Тебя в гости ждут!

3. Ай, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно вёдрышко —

К нам в оконышко!

4. Дождик, дождик, перестань,

Куплю тебе сарафан!

Останутся деньги —

Куплю тебе серьги,

Останутся пятаки —

Куплю тебе башмаки!

5. Месяц, месяц, свети,

Под плетень гляди,

Ходи, гуляй,

Да нас утешай!

В отличие от заклички, приговорки обращены к быту, к повседневным занятиям.

Ветерок-ветерок,

Натяни мой парусок,

Гони мой баркас

На всех парусах!

 
Виктория2011Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:12 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Дразнилки и прибаутки

Дразнилки и прибаутки — комические жанры. В них речь идёт об отклонении от нормы, подчёркивается несоответствие чего-то чему-то, нарушение обычного порядка вещей, образа действий или внешности.

Маленький Пахомушек,

Шапка колышком,

Ножки брёвнышком,

Ручки веретёнышком.

(Дразнилка.)

А у нас в Рязани грибы с глазами; их едят, а они глядят. (Прибаутка.)

Полезно, говоря с детьми об этих жанрах, вспомнить народное выражение “Дразнило — собачье рыло”, а заодно определить, пословица это или поговорка.

Для считалочки необходимы ритм и рифма. Например: “Раз, два, три, четыре, кошку грамоте учили: не читать и не писать, а за мышками скакать”. Однако этот ритм нельзя наполнить “чем угодно” (сразу приходят на память замечательные достижения современной эстрады, типа “Ту-лу-ла, ту-лу-ла, ту-ту-ту-лу-ла, // Ветром голову надуло-ла”), кажущаяся детская нелепица тем не менее имеет свою внутреннюю логику и порядок и призвана упорядочить действие. Считалки основаны на “звукописании”, на рифмах-созвучиях.

Вообще звукоряд, звучание слова имеет большое значение в детском фольклоре. С его помощью передаётся колокольный звон: “Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом” или, например, грохот телеги: “Трах, трах, тарарах! Едет баба на волах”, или топот конских копыт: “От топота копыт пыль по полю летит”. Звукоподражание, то есть непосредственная связь между звуками слов и смыслом — характерная черта скороговорки.

Совмещают эстетическое и практическое значение скороговорки (или чистоговорки), в произнесении которых с удовольствием соревнуются и современные дети: “У нас на дворе подворья погода размокропогодилась”, “Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья-попа, про Прокопьевича”, или всем известная “На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора”, или “Всех скороговорок не перескороговоришь и не перевыскоговоришь”...

Песенками-припевками сопровождаются и народные детские игры, такие как «В коршуна», «Гуси и волки», «Бояре». И если вы соберётесь посвятить время и этому жанру детского фольклора, постарайтесь подготовиться к играм основательно. Многие детские игры похожи на маленькие спектакли, где роли нужно исполнять хоть и весело, но вполне серьёзно. И, конечно, важно, чтобы интонация соответствовала выбранной роли — так же, как и в работе с любым другим фольклорным жанром. Не разрешайте бурчать закличку под нос, а скороговорку читать по слогам.

Период знакомства с детским фольклором может стать временем маленьких фольклорных экспедиций (к родителям — за текстом пестушек, потешек, колыбельных, к друзьям — за текстами считалочек, прибауток и дразнилок), временем собственного творчества. Итогом работы может стать творческий отчёт (личный или групп детей) или, например, сборник фольклорных произведений.

 
Виктория2011Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:12 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Заклички

Что такое закличка? (закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы).

Что такое приговорка? (это обращение к животным).

Заклички восходят к древнейшим обрядам.

Заклички - обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.).

Вот закличка детей с Урала:

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду во Ристань

Богу помолиться,

Кресту поклониться.

Но со временем заклички исчезают, как и эта.

Или вот закличка, которая несколько изменилась:

Дождик, дождик, дай воды,

По колено глубины!

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще.

Некоторые заклички пришли в детский репертуар из детских книг:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Многие заклички не только утратили магическое, религиозное значение, но приобрели шуточный характер:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Дам тебе вилку-

Бей по затылку!

Широко бытуют заклички - пародии:

Аэроплан, аэроплан,

Посади меня в карман!

А в кармане пусто-

Выросла капуста!

Редко встречаются заклички, обращённые к солнцу, да и то с современными добавлениями и изменениями:

Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко,

Там, там твои детки

Кушают котлетки.

Заклички, обращённые к ветру, тучам, радуге и другим стихиям и явлениям природы, единичны.

 
Виктория2011Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:13 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Приговорки

Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с природой. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят - коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки),дети ищут средства общения с ними.Этой цели служат приговорки.Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию.

Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой:

Бабочка, бабочка,

Сядь на лавочку,

Дам булавочку.

Божью коровку поймать легко, но по поверьям убить её грешно. Ребёнок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела, и на это есть приговорки:

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Возьмёт ребёнок в руки улитку, улитка спрячется в домик, в свою раковину, ребёнок начинает приговаривать. Выпадает молочный зуб, ребёнок бросает его под печку и приговаривает. Купается ватага ребятишек. Набралась вода в уши, прыгают на одной ноге и приговаривают:

«Мышка, мышка, вылей воду под железную колоду!».

Детям поручали охранять цыплят и утят, гусят. Чуть зазевайся - коршун унесёт цыплёнка. Поэтому, как только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей:

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за лесом

В огне горят, тебя зовут.

Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражании. Поёт малиновка. Дети слушают и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз...»

Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.

 
Виктория2011Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:13 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Частушки

О происхождении частушек. Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи - ещё в 17-18 веках.Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка широко стала распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне - покорность судьбе ("Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить..."), в частушке - желание поспорить с обстоятельствами ("Тятя с мамой, не перечь, на печи не устеречь...").

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - её художественная форма. Конечно, частушки широко используют приёмы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчёнка боевая...", "Я по бережку ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот приём называется психологическим:

Закатилось красно солнышко,

Не стало меня греть,

Оженился мой милёночек,

Не стал меня жалеть.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Некоторые из них перешли и к русским:

Одна гора высокая,

А другая низка;

Одна мила далёкая,

А другая близка!

- В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека.

Частушки времён Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне

Управляет ротою,

А я тоже не гуляю,

На быке работаю.

И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то воюет:

Неужели пуля-дура,

Ягодиночку убьёт?

Пуля влево, пуля вправо,

Пуля, сделай поворот!

В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки. Раньше было:"Без лучины, без огня зажег сердечко у меня",сегодня поют:"Без бензина, без огня..."

Постоянно создаются новые частушки:

Как у наших у ребят

Голова из трёх частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,

Ученица - не позор!

Ученицу крепче любят

За весёлый разговор.

Ещё один вид, родственный частушке, - двустрочные страдания (на Руси "страдать" означает ещё "любить"). Распространены они преимущественно на Волге:

Маменька, купи чаю,

А не купишь, осерчаю.

Или:

Маменька, купи кофту,

А не купишь, я утопну.

А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму - весёлый задиристый стишок.

Народное творчество
 
EcoxyBroromДата: Воскресенье, 15.01.2012, 17:45 | Сообщение # 7
Группа: Гости





да, наверно так и есть
 
Форум » Молодёжное творчество » Творчество разных жанров » Доклад на тему: "Разные жанры народного творчества"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: