Доклад на тему: "Разные жанры народного творчества"
| |
Виктория2011 | Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:11 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
| Способы развития ребенка
С одной стороны, детский фольклор связан с магической силой воздействия слова, с другой — это способ развития ребёнка (так, «Ладушки», например, связаны с координацией движения, скороговорки — с развитием речи), и, кроме того, это музыкально-поэтическая среда, в которой формировалось внимание к слову, умение владеть им.
В самих названиях жанров детского фольклора (колыбельная, пестушка, потешка, закличка, приговорка, прибаутка, дразнилка, считалка, скороговорка) выражается их цель.
Потешка — от глаг. потешать. По словарю Даля: “тешить, угождать, веселить, забавлять. Потешенье, потеха, потешка — действие по глаг., забава, игрушка, утеха… Увеселенье, зрелище… Потешка — всякая детская игрушка. Потешливый — забавный, занимательный, смешной, увеселяющий. Потешник, потешитель — тот, кто потешает; актёр, скоморох. Потешничать — помышлять потехой”.
Пестушка — от глаг. пестовать. В.И. Даль: “Пестовать — нянчить, носить, воспитывать, растить, холить, ходить за ним. Пестоваться с кем-нибудь — нянчиться, хлопотать, возиться. Упестовала — угомонила. Пестунство — нянченье. Пестун, пестунья — нянька, дядька, кто ходит за малыми ребятами. Пестунчик — кого пестуют, нежат; матушкин сынок.)
Колыбельная — от колыбель. “Колыбать” — “качать, укачивать” (Фасмер. Этимологический словарь).
Прибаутка — от баять — не только “говорить, уговаривать”, но и “заговаривать” — то есть произносить заклинание-оберег.
В.И. Даль: “Баить — говорить, болтать, беседовать, рассказывать. В местном значении — шептать, знахарить, заговаривать. Байкать, баюкать — припевая, укачивать, усыплять. Байка — произношение, выговор; присказка, сказочка. Баюн — говорун, рассказчик”.
Интересно отметить, что в «Этимологическом словаре» Фасмера баять, баить связывается с русско-церковнославянским баяти — рассказывать, заговаривать, лечить; с болгарским бая — колдую, сербохорватским баяти — “колдовать”. Среди однокоренных названо слово “басня” и предположительно “баюкать”.
|
|
| |
Виктория2011 | Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:11 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
| Заклички и приговорки
Закличка - стихотворное обращение детей к различным явлениям природы.
Приговорка - это обращение к животным.
Заклички восходят к древнейшим обрядам.
Заклички - обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.).
Слова, однокоренные данным, нередко входят в пословицы и поговорки (интересно, понимают ли ребята их смысл).
• Людям на потеху, всему свету на диво. Делу время, потехе час. Ни в молодости на потеху, ни в старости на помогу, ни по смерти на помин души.
• Словно пестун привязался, так следом и ходит. Пестуется с нею, как чёрт с куклою.
• Всяк правду знает, да не всяк правду бает. Много баять не подобает. Деды наши баяли, а мы только поддакивать умеем.
Языческие представления о природе отражаются в закличке, приговорке и колыбельной, если вспомнить, что Сон и Дрёма представлялись мифологическими существами.
Каждая из природных стихий (а в закличках обращаются за помощью именно к ним) обладает чудесной силой, и посредством заклички ребёнок входит в контакт с ней. Важно, что “проводником” в этом случае вновь является слово: с самого детства ребёнок верил в его весомость и значимость. Чудесные свойства явлений природы выражаются как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они приносят.
1. Дождик, дождик, пуще!
Чтоб росла пшеничка гуще,
Чтоб овёс рос и ячмень —
Поливай весь долгий день!
2. Солнышко, солнышко,
Красное семёнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
3. Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко —
К нам в оконышко!
4. Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
5. Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди,
Ходи, гуляй,
Да нас утешай!
В отличие от заклички, приговорки обращены к быту, к повседневным занятиям.
Ветерок-ветерок,
Натяни мой парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!
|
|
| |
Виктория2011 | Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:12 | Сообщение # 3 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
| Дразнилки и прибаутки
Дразнилки и прибаутки — комические жанры. В них речь идёт об отклонении от нормы, подчёркивается несоответствие чего-то чему-то, нарушение обычного порядка вещей, образа действий или внешности.
Маленький Пахомушек,
Шапка колышком,
Ножки брёвнышком,
Ручки веретёнышком.
(Дразнилка.)
А у нас в Рязани грибы с глазами; их едят, а они глядят. (Прибаутка.)
Полезно, говоря с детьми об этих жанрах, вспомнить народное выражение “Дразнило — собачье рыло”, а заодно определить, пословица это или поговорка.
Для считалочки необходимы ритм и рифма. Например: “Раз, два, три, четыре, кошку грамоте учили: не читать и не писать, а за мышками скакать”. Однако этот ритм нельзя наполнить “чем угодно” (сразу приходят на память замечательные достижения современной эстрады, типа “Ту-лу-ла, ту-лу-ла, ту-ту-ту-лу-ла, // Ветром голову надуло-ла”), кажущаяся детская нелепица тем не менее имеет свою внутреннюю логику и порядок и призвана упорядочить действие. Считалки основаны на “звукописании”, на рифмах-созвучиях.
Вообще звукоряд, звучание слова имеет большое значение в детском фольклоре. С его помощью передаётся колокольный звон: “Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом” или, например, грохот телеги: “Трах, трах, тарарах! Едет баба на волах”, или топот конских копыт: “От топота копыт пыль по полю летит”. Звукоподражание, то есть непосредственная связь между звуками слов и смыслом — характерная черта скороговорки.
Совмещают эстетическое и практическое значение скороговорки (или чистоговорки), в произнесении которых с удовольствием соревнуются и современные дети: “У нас на дворе подворья погода размокропогодилась”, “Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья-попа, про Прокопьевича”, или всем известная “На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора”, или “Всех скороговорок не перескороговоришь и не перевыскоговоришь”...
Песенками-припевками сопровождаются и народные детские игры, такие как «В коршуна», «Гуси и волки», «Бояре». И если вы соберётесь посвятить время и этому жанру детского фольклора, постарайтесь подготовиться к играм основательно. Многие детские игры похожи на маленькие спектакли, где роли нужно исполнять хоть и весело, но вполне серьёзно. И, конечно, важно, чтобы интонация соответствовала выбранной роли — так же, как и в работе с любым другим фольклорным жанром. Не разрешайте бурчать закличку под нос, а скороговорку читать по слогам.
Период знакомства с детским фольклором может стать временем маленьких фольклорных экспедиций (к родителям — за текстом пестушек, потешек, колыбельных, к друзьям — за текстами считалочек, прибауток и дразнилок), временем собственного творчества. Итогом работы может стать творческий отчёт (личный или групп детей) или, например, сборник фольклорных произведений.
|
|
| |
Виктория2011 | Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:12 | Сообщение # 4 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
| Заклички
Что такое закличка? (закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы).
Что такое приговорка? (это обращение к животным).
Заклички восходят к древнейшим обрядам.
Заклички - обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.).
Вот закличка детей с Урала:
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Ристань
Богу помолиться,
Кресту поклониться.
Но со временем заклички исчезают, как и эта.
Или вот закличка, которая несколько изменилась:
Дождик, дождик, дай воды,
По колено глубины!
Дождик, дождик, пуще,
Будет в поле гуще.
Некоторые заклички пришли в детский репертуар из детских книг:
Дождик, дождик, поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Многие заклички не только утратили магическое, религиозное значение, но приобрели шуточный характер:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Дам тебе вилку-
Бей по затылку!
Широко бытуют заклички - пародии:
Аэроплан, аэроплан,
Посади меня в карман!
А в кармане пусто-
Выросла капуста!
Редко встречаются заклички, обращённые к солнцу, да и то с современными добавлениями и изменениями:
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко,
Там, там твои детки
Кушают котлетки.
Заклички, обращённые к ветру, тучам, радуге и другим стихиям и явлениям природы, единичны.
|
|
| |
Виктория2011 | Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:13 | Сообщение # 5 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
| Приговорки
Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с природой. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят - коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки),дети ищут средства общения с ними.Этой цели служат приговорки.Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию.
Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой:
Бабочка, бабочка,
Сядь на лавочку,
Дам булавочку.
Божью коровку поймать легко, но по поверьям убить её грешно. Ребёнок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела, и на это есть приговорки:
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Возьмёт ребёнок в руки улитку, улитка спрячется в домик, в свою раковину, ребёнок начинает приговаривать. Выпадает молочный зуб, ребёнок бросает его под печку и приговаривает. Купается ватага ребятишек. Набралась вода в уши, прыгают на одной ноге и приговаривают:
«Мышка, мышка, вылей воду под железную колоду!».
Детям поручали охранять цыплят и утят, гусят. Чуть зазевайся - коршун унесёт цыплёнка. Поэтому, как только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей:
Коршун, коршун, колесом,
Твои дети за лесом
В огне горят, тебя зовут.
Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражании. Поёт малиновка. Дети слушают и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз...»
Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.
|
|
| |
Виктория2011 | Дата: Суббота, 27.08.2011, 19:13 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
| Частушки
О происхождении частушек. Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи - ещё в 17-18 веках.Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Частушка широко стала распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне - покорность судьбе ("Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить..."), в частушке - желание поспорить с обстоятельствами ("Тятя с мамой, не перечь, на печи не устеречь...").
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - её художественная форма. Конечно, частушки широко используют приёмы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчёнка боевая...", "Я по бережку ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот приём называется психологическим:
Закатилось красно солнышко,
Не стало меня греть,
Оженился мой милёночек,
Не стал меня жалеть.
Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Некоторые из них перешли и к русским:
Одна гора высокая,
А другая низка;
Одна мила далёкая,
А другая близка!
- В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека.
Частушки времён Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:
Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то воюет:
Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!
В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки. Раньше было:"Без лучины, без огня зажег сердечко у меня",сегодня поют:"Без бензина, без огня..."
Постоянно создаются новые частушки:
Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.
Поют частушки и школьники:
Говорят, я ученица,
Ученица - не позор!
Ученицу крепче любят
За весёлый разговор.
Ещё один вид, родственный частушке, - двустрочные страдания (на Руси "страдать" означает ещё "любить"). Распространены они преимущественно на Волге:
Маменька, купи чаю,
А не купишь, осерчаю.
Или:
Маменька, купи кофту,
А не купишь, я утопну.
А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму - весёлый задиристый стишок.
Народное творчество
|
|
| |
EcoxyBrorom | Дата: Воскресенье, 15.01.2012, 17:45 | Сообщение # 7 |
Группа: Гости
| да, наверно так и есть
|
|
| |
|