Воскресенье, 26.01.2025, 20:35Приветствую Вас Гость | RSS
Молодёжная империя ИнСайт- Интеллект Сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ценностные ориентиры общества.
Виктория2011Дата: Понедельник, 05.09.2011, 11:17 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Репутация: 1
Статус: Offline
Влияние ценностных ориентиров общества на формирование «образа» преподавателя и личности учащегося.

В современном мире, раздираемом кризисами и противоречиями, требующими пристального внимания к себе, остро стоит вопрос о выборе новых ценностных ориентиров. В данной работе мы попытаемся проследить историю формирования общественных ценностей и их влияние на функционирование образовательной системы, в частности на выбор моделей взаимоотношения между преподавателем и учеником.

Сначала необходимо рассмотреть само понятие «ценности». Несмотря на различные способы определений и в обыденном, и в философском смысле в сущностной своей составляющей понимание ценностей является тождественным и, одновременно, двояким. Во-первых, выделяют общечеловеческие ценности или, говоря философским языком, «предельные», безусловные аспекты человеческого бытия. Считается, что эти ценности являются универсальными и не ограниченными ни временем, ни пространством отдельных культур. Во-вторых, под ценностями понимают значение предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп и общества в целом. Это определение показывает нам исторический характер содержания понятия, его трансформацию в рамках конкретных эпох и культур. Под общечеловеческими ценностями подразумевают жизнь, истину, свободу, добро и т. д. Не стоит ли задаться вопросом, не опровергают ли современные реалии такого двойственного определения? Возьмём, к примеру, свободу – наиболее часто исследуемое и вызывающее дискуссии понятие. Мы определили, что ценности – это то, что значимо. А значима ли в современном обществе свобода? Может, для одного человека из нескольких тысяч. Пессимистичный вывод, но вряд ли преувеличенный. В наше время быть свободным, значит, вступать в конфронтацию с обществом, противоречить базовым идеалам, принятых в нём, тому же историческому содержанию ценностей. Быть свободным и быть аутсайдером – сегодня понятия синонимы. Так что - либо подчинение системе «исторических» ценностей, либо одиночество. Такое понимание ситуации исходит из рассмотрения принципа историчности общественного сознания, реализация которого часто противоречит базовым характеристикам общественного развития.

Здесь может быть ещё один вариант рассуждения, и он необходим. Общечеловеческие ценности есть некие идеалы, потенциально присутствующие в любом обществе, независимо от их признания. Человек изначально, исходя из своей природы, стремится к ним, даже если этого не осознаёт. Это целая система, имеющая своим аналогом систему природы, со своими принципами и закономерностями, определяющими фундаментальные характеристики человеческого сознания и, говоря обыденным языком, заложена у каждого «в подкорке».

Да, свобода сегодня является центральной темой философского и обыденного дискурса. Мы много о ней говорим, тем самым прикрывая её отсутствие, своими руками создаём суррогат. Свободу подменяем её бледной копией. В итоге – свободы нет, остаётся только одна иллюзия. То же можно констатировать касательно других общечеловеческих ценностей. Но это не значит, что нет системы базовых принципов, нами же, т.е. человечеством, сформированной. В итоге, можно констатировать, что система ценностей имеет два уровня. Верхний - явный, лежащий на поверхности. Исходя из его типических черт, мы формулируем законы, характерные для определённой эпохи и культуры. И нижний – система базовых норм, основа, на которую накладываются этнические, временные и другие различия.

Ещё одним понятием, до этого только упоминавшимся, но необходимым в процессе рассмотрения, является «образование». « Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некие идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны»1. В этих образах и выражается система ценностных доминант данного общества, к максимальному воплощению которой и будет стремиться человек. Итак, постараемся проанализировать три глобальных исторических вехи и соответственно три системы ценностей, обуславливающих построение и наполнение образовательного пространства. Это традиционная, индустриальная и информационная общественные системы.


читать далее http://d2teh6t6iz.elena-arschinowa.narod2.ru/politiki_i_analitiki/mis/
 
ArhionisДата: Понедельник, 05.09.2011, 18:28 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Репутация: 0
Статус: Offline
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: