Arhionis | Дата: Вторник, 06.09.2011, 21:23 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Статус: Offline
| Моральные взгляды и представления эпохи рабовладения в щедрой мере представлены в произведениях искусства и нравоучительной литературе. В них, наряду с отражением реальной противоречивости морали рабовладельческого класса, со всей остротой поднимаются проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы, добродетели и порока. Многие писатели и художники античного мира бичуют такие пороки, как жажда наживы, стремление к роскоши, невежество, обман, тщеславие, разврат, злословие (Гесиод, Аристофан, Тацит, Плутарх и др.). Получают развитие этические теории, отражающие нравственные умонастроения, сложившиеся в известной мере под воздействием освободительной борьбы рабов и бедняков (Эпикур, стоики). Сенека писал: «Если есть в философии что хорошее, так это то, что она не смотрит в родословную» [4, 236]. Стоики утверждали, что все люди равны перед нравственным законом. Формируются гуманистические представления о назначении человека, смысле его жизни. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашаются нравственное совершенство и уравновешенность духа, наградой за добродетель — сама добродетель.
Прекрасные слова, прекрасные мысли. Но стоит помнить, что звучали они в обществе, в котором на одного свободного гражданина приходилось несколько рабов — «говорящих орудий» и собственности хозяина иного бескрылого и «бесперьевого» животного, над жизнью и смертью которых последний зачастую имел никем не ограниченную власть. Естественно, это не могло не отражаться на деформации морали общества, на появлении двух ее полюсов — отдельно для господина, отдельно для раба.
http://econ-referat.narod.ru/gea3068.html
Сообщение отредактировал Arhionis - Вторник, 06.09.2011, 21:23 |
|
| |