Вторник, 04.02.2025, 09:35Приветствую Вас Гость | RSS
Молодёжная империя ИнСайт- Интеллект Сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Что такое наставничество?
ArhionisДата: Среда, 31.08.2011, 12:39 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Репутация: 0
Статус: Offline
Большая часть широко распространённых заблуждений, касающихся того, что такое наставничество, возникает вследствие существования двух различных теоретических школ. Североамериканская концепция наставничества воплощается в образе некоего старшего по возрасту и более влиятельного человека, ожидающего преданности в ответ на мудрые советы, руководство и руку помощи. В рамках данной персонификации наставником может являться линейный менеджер, прямой начальник данного человека. Для описания такого типа отношений обычно используется термин «протеже», который относительно мало указывает на наличие в этих отношениях обучения и много внимания переводит на помощь и совершение правильных с точки зрения карьерного роста действий.
Европейское понимание наставничества, напротив, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом, чем большим влиянием. Одной из характеристик эффективных отношений наставничества является «отодвигание в сторону» любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных. В результате европейские наставники почти всегда независимы, главным образом потому, что любому человеку очень сложно открыться перед кем-то, в чьей власти повлиять на размер его заработной платы, статус и общее благополучие. Главная цель деловых отношений – обучение и развитие, хотя результатом обучения может стать развитие способностей обучаемого управлять своей карьерой.

Что такое наставничество?

В английском языке слово «mentor» означает «наставник». Ментором звали героя древнегреческой мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. До недавнего времени это слово сохраняло своё значение. Именно его часто использовали политики, спортсмены, актёры и другие люди для описания человека, которого они выбрали в качестве ролевой модели, или человека, оказавшего на них значительное влияние на разных этапах карьеры.
Как и в случае с коучингом, существует много различных определений наставничества. Следующие примеры позволяют представить широкое многообразие интерпретаций наставничества в сфере бизнеса, образования и в обществе в целом:
Одним и самых первых английских авторов, пытавшихся дать определение наставничеству, был Дэвид Меггинсон,который писал: «Наставничество – существенная помощь персоналу… который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. Наставничество требует некоторого уровня доверия, потерянного в отношениях «судейского» линейного менеджмента, требующего поддержания дисциплины и оценки уровня мастерства и профессионализма».
В докладе, опубликованном в 1989 году Советом национальных академических наград и Государственной службой обучения,наставничество трактуется следующим образом: «существует множество определений и точек зрения на роль наставника, и все они содержат в себе глаголы «поддерживать», «руководить», «содействовать» и т.п. Их важнейшие аспекты связаны со слушанием, задаванием вопросов и открытием перспектив, а не с инструктажем, приказанием и ограничением. Для успешного развития управления наставники просто необходимы, так как они могут оказывать огромное влияние на формирование установок и поощрение хорошей управленческой практики… Высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и чётким определением ролей, но, кроме этого, оно в самой значительной степени определяется верным балансом личностных качеств».
Дэвид Клаттербак в 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» (Everyone Needs a Mentor, Clutterbuck, 1991): «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе».


Сообщение отредактировал Arhionis - Среда, 31.08.2011, 12:43
 
ArhionisДата: Среда, 31.08.2011, 12:40 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Репутация: 0
Статус: Offline
В этом определении Клаттербак затронул проблему соотношения наставничества и коучинга. Действительно, наставничество может включать в себя коучинг, но не наоборот.
Кроме приведённых определений, постоянно появляются и другие:
«В условиях современного бизнеса наставничество всегда удалено по меньшей мере на один порядок (от ответственности непосредственного линейного руководства); оно направлено на долговременное приобретение и применение навыков в процессе развития карьеры и осуществляется в форме консультирования и предоставления совета» (Coaching, Mentoring and Assessing; Parsloe, 1992).
«Наставники – это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал» (Mentoring: a guide to the basics; Shea, 1992).
«Назовём мы это коучингом, помощью, советом, консультированием или наставничеством, если оно проводится качественно, его эффективность будет зависеть главным образом от веры осуществляющего этот процесс менеджера в человеческий потенциал» (Coaching for Performance; Whitmore, 1997).
«Наставничество – это процесс, в который входит не только коучинг, но и более широкое консультирование и поддержка, например, карьерное консультирование, привилегированный доступ к информации и т.д.» (The Tao of Coaching; Landsberg, 1996).
«Позади каждого добившегося успеха человека стоит она элементарная истина: кто-то, где-то, каким-то образом заботился о его росте и развитии. Этим человеком был их наставник» (Up is Not the Only Way; Kaye B.L.).
В 1998 году Клаттербак в книге «Обучающие союзы – проникновение в талант» описал наставничество в виде интегрирующей функции: «Наставничество – один из наиболее мощных развивающих подходов, доступных индивидам и организациям. Распространение структурированных наставнических программ сначала с США, а затем в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, несомненно, было очень быстрым».
Европейский центр наставничества, аккумулирующий согласованность (неамериканских) мнений, предполагает определение наставничества, как автономной помощи одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков или мышления и сознания.
При столкновении с этим достаточно запутанным набором описаний и языков может возникнуть искушение разработать программу и определение наставничества, подразумевающие, что наставничество на рабочем месте и в социальном контексте может означать всё что угодно и выглядеть так, как только заблагорассудится. Отсюда становятся понятными трудности в понимании наставничества и ошибки при попытках разделить понятия «наставничество» и «коучинг».

Прикрепления: 5623672.jpg (27.7 Kb)


Сообщение отредактировал Arhionis - Среда, 31.08.2011, 12:44
 
VikodinДата: Воскресенье, 11.09.2011, 15:59 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Репутация: 0
Статус: Offline
Мне нравится восточные практики наставничиства..Было бы неплохо их перенят и приспособить к нашей реальности..Наставники не просто должны помогать человеку в определённых ситуациях, в частности, рабочих, а помощь сформировать ему целостное миропонимание
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: